POLLYANNA CAPITAL PARTNERS
 

Французская сеть Leroy Merlin ведет переговоры о покупке последнего российского актива финского холдинга Kesko

2018/02/14

Как стало известно «ДП», лидер российского DIY-рынка французская «Леруа Мерлен» ведет переговоры о покупке сети магазинов товаров для ремонта «К-раута», последнего актива финской корпорации Kesko в России. В официальном сообщении Kesko подтверждает, что ведет переговоры с компанией   Leroy Merlin о передаче ей большинства своих строительных магазинов в России. «Пока нет результатов. Если переговоры приведут к подписанию соглашения, об этом будет объявлено отдельно. Если нет, Kesko продолжит свои строительные и домашние торговые операции в России по-прежнему», — говорится в сообщении.

Если сделка состоится, для французского ретейлера это будет первая сделка по поглощению в России — до этого «Леруа Мерлен» расширялась органически.

Пока не договорились

О том, что «Леруа Мерлен» и Kesko близки к подписанию сделки, участники рынка стали говорить на прошлой неделе. Об этом «ДП» сообщили сразу три источника, однако обе сети предпочли опровергнуть факт ведения переговоров. «Компания «Леруа Мерлен» не заключала сделок о покупке компании «К-раута», — заявил неделю назад Венсан Жанти, гендиректор «Leroy Merlin Россия».

По информации одного из участников рынка, знакомого с ходом переговоров, обсуждается продажа всего бизнеса «К-рауты», который включает восемь магазинов в Петербурге, три в Москве и по одному в Туле, Ярославле и Калуге, однако есть опасения, что объединенная сеть в Петербурге превысит допустимый предел присутствия на рынке. В ФАС России ходатайство о покупке розничного бизнеса Kesko пока тоже не поступало, сообщили в пресс-службе ФАС России.

Финские торговые сети в Санкт-Петербурге

Однако участники рынка, похоже, не сомневаются, что переговоры компаний близки к завершению. По словам одного из собеседников «ДП», уже идет работа над подготовкой проекта перепланировки гипермаркетов «К-раута» в магазины «Леруа Мерлен».

Генеральный директор «Терра Инкогнита» Сергей Федоров сумму сделки с учетом недвижимости оценивает в 4 млрд рублей, поясняя, что такая оценка активов связана с низкими финансовыми показателями компании.

По данным   СПАРК  , в 2015 году оборот ООО «К-раута Рус» вырос на 1,1%, до 13,6 млрд рублей, а чистый убыток составил 492 млн рублей, в 2016 году оборот прибавил 1,7%, до 13,8 млрд рублей, убыток вырос до 817 рублей. Глава одной из конкурирующих сетей говорит, что при таких финансовых показателях покупать «К-рауту» как бизнес не имеет смысла, можно говорить только о продаже недвижимости, а ее балансовая стоимость — чуть меньше 5 млрд рублей.

Другие эксперты считают, что Kesko может претендовать на сумму 13 млрд рублей — один годовой оборот сети.

Рынок DIY Петербурга

Не осталось ничего

«Леруа Мерлен» развивается на российском рынке гораздо активнее других игроков. По данным СПАРК, выручка ООО «Леруа Мерлен Восток» в 2016 году составила 188,3 млрд рублей. Под управлением компании находится 75 гипермаркетов в 39 городах России. В случае успешной продажи «К-рауты» у финской корпорации Kesko не остается активов в России. В конце 2016 года компания продала продуктовую сеть «К-руока» петербургской «Ленте», еще раньше сеть спортивных магазинов Intersport — группе частных инвесторов. Сумма сделки с «Лентой» составила 11,4 млрд рублей, что в 2 раза меньше, чем финны вложили в развитие «К-рауты». О том, что сеть «К-раута» может покинуть рынок, «ДП» писал еще в мае прошлого года. Тогда в числе претендентов на покупку сети были не только «Леруа Мерлен», но и УК «Старт» (сети «Домовой», «Старт»). Косвенно такие планы подтверждали и действия Kesko. Она ликвидировала свои российские компании, которые занимались строительством и продажей нежилых зданий. Их реорганизация началась в 2016 году и закончилась в апреле прошлого года.

Игроки рынка говорят, что вопрос о продаже последнего актива в России стал актуален для Kesko после избавления от «К-руоки». В ситуации растущего давления со стороны   «Петровича»  и Leroy Merlin проявился главный недостаток модели «К-рауты» — это особенности менталитета финского менеджмента, из-за которых компании, вероятно, сложно реагировать на быстрые перемены. Однако в компании неоднократно подчеркивали, что развитие на российском рынке продолжается по плану.

Kesko

Главное — продержаться

Последние несколько лет выдались крайне тяжелыми для рынка DIY: из-за повышения цен на импортные товары и падения покупательной способности объем рынка сокращается. Так, в 2014 году он упал на 17%, до 109 млрд рублей, в 2015 году — на 8%, до 100 млрд рублей, а в 2016-м, по данным Infoline, в сократился на 9,5%, до 90 млрд рублей.

Сейчас в Петербурге лидирует   «Максидом»  , за ним следуют   OBI  , «К-раута» и «Леруа Мерлен». По оценке INFOLine, покупка французской сетью финского конкурента позволит «Леруа Мерлен» вырваться вперед и поделить первое место рейтинга с «Максидомом». Расти большинству лидеров удается за счет усиления онлайн-продаж. Оборот компании «Максидом» с учетом результатов новых магазинов в Петербурге (открылся в декабре 2016 года) и в Уфе (начал работу в июне 2017 года) по итогам 2017 года составил 20,9 млрд рублей, что на 10,5% больше показателя 2016 года, говорит член совета директоров сети магазинов «Максидом» Мария Евневич. Драйверами роста она считает цифровые технологии, от интернет-торговли до crm-систем для офлайна. Оборот интернет-продаж СТД «Петрович» по итогам 2017 года составил 13 млрд рублей, что на 36% больше показателей прошлого года. Через интернет-ресурсы компании в 2017 году было оформлено более 1 млн заказов. Их доля в розничном канале превысила 38%. Общий объем продаж СТД «Петрович» раскроет в апреле, но, как сообщалось ранее, ожидаемый прирост в 2017 году — 19%, до 37,3 млрд рублей. Оборот СТД «Петрович» в 2016 году составлял 31,3 млрд рублей. Сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff сообщала о росте выручки в 2017 году на 43,4%, до 26,2 млрд рублей. Доля онлайн-продаж в общей выручке в результате составила 14%, продажи через Интернет выросли в 1,5 раза, до 3,7 млрд рублей. Продажи сети   «Вимос»  в прошлом году были на уровне 2016 года и составили около 10 млрд рублей, говорит президент ТД «Вимос» Владимир Гурьев. По его словам, сохранить продажи удалось за счет обновления торговых баз и открытия четырех новых: в Колпино, Грудино, Тихвине и Бокситогорске. Интернет-магазин приносит компании примерно 5% от продаж, он рос в 2017 году на 30%. В обновление «Вимос» инвестировал 730 млн рублей, в этом году на реконструкцию будет направлена примерно такая же сумма.

АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВ
Управляющий Партнер «220 Вольт»
У «К-рауты» не было внятной концепции, позиционирования, которое у ее конкурентов как раз есть. Была проблема в финском неповоротливом менеджменте, в то время как российская команда делала все что могла. Я думаю, сделка состоится. Она, конечно, нужна больше «К-рауте», чем «Леруа Мерлен». Для первой это возможность наконец избавиться от бизнеса в России. Для второй — сэкономить год времени, не тратить его на поиск земли и получить готовые объекты. Рынок ждут колоссальные перемены — практически все игроки вымрут, останется только «Леруа Мерлен».

МАРИЯ ЕВНЕВИЧ
член совета директоров «Максидома»
Рынок Петербурга самый насыщенный в стране по количеству DIY-площадей на душу населения, плотность в 2 раза выше московской. Открывать новые магазины уже затруднительно: нет хороших участков, да и покупательная способность населения последние годы не растет. Рынок насыщен, и покупка действующей сети — наиболее логичный способ расширения. Единственное — магазины «К-раута» не вполне соответствуют формату «Леруа Мерлен». В любом случае мы желаем коллегам удачи.

ИВАН ФЕДЯКОВ
гендиректор INFOLine
В этой сделке выиграют обе стороны. Kesko последние годы методично избавлялась от бизнеса в России, они испытывали трудности из-за падения покупательной способности. А «Леруа Мерлен» получит рынок, который давно хотела занять, без проблем с каннибализацией трафика в магазинах. В Петербург компания зашла довольно поздно, когда все хорошие локации были заняты, к тому же местные потребители лояльны к петербургским брендам «Максидом», «Петрович». Нас ждет интересная конкуренция, особенно сильно расширение «Леруа Мерлен» ударит по международным сетям.

НИКОЛАЙ ГАБЫШЕВ
управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital
Я думаю, стоимость бизнеса «К-рауты», включая недвижимость, составляет 4–4,5 млрд рублей, потому что компании из этой отрасли сейчас не стоят дорого, слишком сложная конкурентная обстановка на рынке. Причина продажи остатков бизнеса Kesko в том, что компании так и не удалось занять сильные позиции: она слишком сфокусировалась на Петербурге, а когда наконец вышла в регионы, время было упущено. Не думаю, что в этом решении есть политика, держать сеть было экономически неоправданно.

Источник: dp.ru