POLLYANNA CAPITAL PARTNERS
 

Девелопер заварил инвестиции

2024/03/19

У Павла Тё, основного владельца девелоперской Capital Group, нашлись интересы на чайном рынке. Подконтрольная бизнесмену структура стала совладельцем 25% Рязанской чаеразвесочной фабрики, выпускающей чай «Три дружных слона». Потребление чая в России не растет и без сильных брендов конкурировать на рынке сложно, указывают эксперты.

Подконтрольное Павлу Тё ООО СМ получило 25% в ООО «Рязанская чаеразвесочная фабрика» (РЧФ), обнаружил «Ъ» в базе СПАРК. Предприятие, сказано на сайте РЧФ, существует с 1954 года и в советские годы перерабатывало до 30% сырья из Грузии и Краснодарского края. Ассортимент РЧФ включает чай под марками «Три дружных слона», TeaTale, «Полезная ботаника» и др. В нескольких декларациях о соответствии на продукцию РЧФ ООО СМ названо поставщиком чайного сырья из Индии.

По данным СПАРК, в СМ Павел Тё контролирует 69% через ООО «Велна», еще 10% СМ принадлежит Петру Шатрову, по 15% и 6% у компаний О2 и «Магнето» соответственно. Основным владельцем РЧФ с долей 74,99% выступает Сергей Прокопьев, бывший топ-менеджер финансовой группы «Церих», следует из СПАРК. Согласно ЕГРЮЛ, доля СМ в РЧФ находится в залоге у господина Прокопьева.

Павел Тё — один из основателей девелоперской Capital Group, которая специализируется на строительстве премиальной недвижимости в Москве. Сейчас считается основным владельцем группы. Общий портфель построенных, реализуемых и запланированных объектов Capital Group — 11 млн кв. м. В их числе Capital Towers на Краснопресненской набережной, башня ОКО в «Москва-Сити» и т. д. В Capital Group от комментариев отказались. Сергей Прокопьев на вопросы «Ъ» не ответил. В РЧФ комментарии не предоставили.

Управляющий партнер ГК «Мета» Максим Лещев отмечает, что Рязань — небольшой город, где рынок недвижимости развивается не слишком активно и потому вряд ли территория чайной фабрики может рассматриваться как перспективный участок под застройку.

Эксперт считает, что речь идет о частной инвестиции либо части более сложной сделки. Собеседник «Ъ» в инвестиционных кругах также считает, что участие в капитале РЧФ может быть частной инвестицией господина Тё. Управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев отмечает, что компания СМ, вероятно, еще не перечислила средства за долю, поэтому этот пакет в залоге у прежнего владельца. По его словам, участие в капитале с долей в размере 25%, как правило, характерно для финансового инвестора.

Собеседник «Ъ» на рынке говорит, что во время СССР Рязанская чаеразвесочная фабрика была одним из четырех основных производителей чая в стране, но впоследствии утратила прежние позиции и несколько раз меняла собственников. По данным СПАРК, Сергей Прокопьев владеет РЧФ с конца 2020 года.

Гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия указывает, что объем рынка чая в России не растет, рентабельность производителей небольшая и конкуренция крайне высокая. А в портфеле РЧФ нет брендов с заметной долей рынка, добавляет он. Как отмечает господин Чантурия, для роста бизнеса в таких условиях нужны инновационные продукты.

По оценкам «Росчайкофе», в 2023 году потребление чая должно остаться на уровне 2022 года — 134 тыс. тонн.

По данным NielsenIQ, на чай приходится 33,9% всех продаж горячих напитков в деньгах, что соответствует второму месту после растворимого кофе. В 2023 году, по оценкам компании, натуральные продажи чая в офлайн- и онлайн-каналах сократились на 4,9% год к году, денежные — выросли на 0,8%. Продажи растворимого кофе за этот период увеличились на 3,4% в объеме и на 4,3% в деньгах, натурального кофе — сократились на 3,3% и 0,3% соответственно, согласно NielsenIQ.

Тем не менее интерес к чайному рынку у игроков и других инвесторов остается. Так, выпускающая кофе Poetti компания «Милфудс» планируют в 2025 году запустить линейку чая в премиальном сегменте. А в Объединенной чайной компании, выкупившей мощности бывшей фабрики Unilever с брендами «Беседа» и Saito, в начале года 10% получил Степан Сергеев, который может быть сыном гендиректора Объединенной зерновой компании Дмитрия Сергеева.

Источник: Коммерсантъ